Джеймс Бонд стар. Но он все еще суперстар. Пока другие киногерои с тру¬дом дотягивают до третьей-четвертой серии, британский супершпион готов появиться на экране в 23-й раз. И его ничто не может остановить. Ни банкротство студии МОМ, ни вражеские интриги, ни даже гибель во время операции в Стамбуле. Что нас ждет в фильме Сэма Мендеса «007: Координаты "Скайфолл"» помимо смерти Бонда и его воскрешения? Где расположен загадочный «Скайлфолл»? Кто стал очередными девушками суперагента? Пора раскрыть новые тайны шпиона с лицензией на убийство!
ИГРЫ ФИНАНСИСТОВ
Когда в 2006 году студия МGМ «перезагрузила» сагу о Джеймсе Бонде, выпустив фильм под названием «Казино "Рояль"», лента со 150-миллионным бюджетом заработала почти 600 мил¬лионов долларов. Два года спустя «Квант милосердия», куда более сла¬бая постановка, почти повторил финан¬совое достижение предшественника -590 миллионов в прокате при 200 мил¬лионах в бюджете.
По голливудским меркам это было не блистательное, но вполне достой¬ное достижение, и фанаты цикла были вправе надеяться, что МСМ вскоре вы¬пустит новую картину с Дэниелом Крейгом. Однако новый «Бонд» выходит только сейчас, четыре года спустя, когда мы уже начали забывать, что Крейг - это прежде всего агент 007, а не Микаэль Блумквист и не Джейк Лоннеган. Что же случилось? Почему ожидание «Бонда 23» затянулось?
Проще всего было бы ответить, что всему виной банкротство МСМ, слу¬чившееся в конце 2010 года. Но офици¬альное банкротство было лишь вер¬хушкой айсберга проблем, которые ко¬пились на студии с начала 1950-х - за¬долго до того, как в прокат вышел пер-вый фильм о Джеймсе Бонде.
В «золотую» для Голливуда эпоху 1930-50-х студией МСМ руководили такие люди, как Луис Майер (вторая М в названии компании). Жесткие, рас¬четливые бизнесмены, которые, одна¬ко, считали свой бизнес смыслом сво¬ей жизни. Поэтому они делали все, что¬бы студия росла, развивалась, завое¬вывала публику, держала марку качест¬ва, задействовала самых популярных звезд. Благодаря этому в 1930-х МОМ была не просто ведущей, а главной голливудской студией, самой состоя¬тельной и уважаемой.
Однако когда ветераны начали те¬рять хватку и уходить (кто на пенсию, а кто и в могилу), на их место пришли не новые Майеры, а циничные дельцы, для которых студия была не делом жиз¬ни, а пещерой сокровищ, из которой можно безнаказанно воровать.
«Первым звонком» стало закрытие в 1957 году анимационного подразде¬ления студии, подарившего миру «Тома и Джерри». Новые боссы МСМ решили, что новые мультфильмы им не нужны, потому что старые продолжают прилич¬но зарабатывать.
Дальше - больше. Начиная с конца 1960-х история МСМ свелась к череде рейдерских захватов, сокращений, распродаж и махинаций.
Фильмы, конечно, тоже выходили. Но если вычеркнуть из каталога студии ленты, попавшие ту¬да в результате слияний МGМ с другими компаниями (так, «бондиана» родилась в недрах United Artists), то ока¬жется, что некогда великая студия мало что может предло¬жить зрителям. Если те, конеч¬но, не увлечены стародавней классикой.
Последний гвоздь в гроб истерзанного гиганта забил корпоративный консорци¬ум с участием таких фирм, как Sony и Comcast. ЭТОТ консорциум в 2005 году приобрел МGМ за 5 миллиардов долларов и «повесил» на студию большую часть креди¬та, взятого для оплаты сделки. В результате компания оказалась обязана выплачивать кредиторам по 250 мил¬лионов долларов в год. Невозможные деньги для студии, которая за¬рабатывала не более 500 миллионов в год и которая начала «ухо¬дить в минус», когда продажи DVD и доходы от телевизионных прав поползли вниз.
Единственным выходом из тупика было управляемое банкротство. Владельцы студии отказались от прав на М6М и передали компанию креди¬торам. Те, в свою очередь, отказались взыскивать долги и назначили новыми топ-менеджерами корпорации Гэри Барбера и Роджера Бирнбаума из сту¬дии 5руд1азз («Шестое чувство», «Шанхайский полдень», «Брюс Всемо¬гущий», «Особо опасен», «Звездный путь»). Впервые за долгое время у ру¬ля МGМ встали профессиональные продюсеры с многолетним стажем, а не дельцы с Уолл-стрит. И, конечно, одним из своих первых решений Барбер и Бирнбаум реанимировали «Бонда 23», работа над которым была прекращена из-за долгих переговоров о процедуре банкротства. Кто бы на их месте зарезал единственную курицу МGМ, которая исправно несет золо¬тые яйца?
СЕМЕЙНЫЙ ПОДРЯД
Если бы судьба «бондианы» зависела только от интриг студийной верхушки, сериал бы наверняка давно умер. К счастью, когда американский про¬дюсер Альберт Брокколи в конце 1950-х решил экранизировать книги Йена Флеминга, он был вынужден со¬здать специальную компанию EON Productions, чтобы разделить контроль над проектом с канадцем Гарри Зальцманом, обладателем прав на ро¬маны. И хотя в дальнейшем Зальцман продал свою долю в EON студии United Artists, Брокколи сохранил власть над компанией и передал ее своим наследникам - дочери Барбаре Брокколи и пасынку Майклу Уилсону. Так что, какие бы люди ни командова¬ли в МGМ и UA, последнее слово всег¬да оставалось за кланом Брокколи. Кровно заинтересованным, чтобы Бонд жил долго и счастливо.
Поскольку Уилсон и Брокколи-младшая трудились над «бондианой» с 1980-х годов, Барберу и Бирнбауму не нужно было им объяснять, какой должна быть новая картина, каких зри¬телей она должна привлечь и кто дол¬жен над ней работать. Студийным боссам достаточно было дать EON «зеленый свет», выделить солидный бюджет (первоначально - 150 мил¬лионов долларов, затем еще 50 мил¬лионов) и отойти в сторону, чтобы не мешать экспертам трудиться.
Первым делом продюсеры «Бонда 23» наняли наших старых знакомых Нила Первиса и Роберта Уэйда, сценаристов «Казино "Рояль"»
и «Кванта милосердия». Изначально они хотели дать шанс британскому сценаристу и драматургу Питеру Моргану («Королева», «Фрост против Никсона», «Шпион, выйди вон!»), но тот ушел из проекта, когда началась эпопея с банкротст¬вом МСМ. Так что Уилсон и Брокколи сделали ставку на «проверенные кад¬ры». Тем не менее, если верить Моргану, создатели «Бонда 23» поза¬имствовали несколько придуманных им сценарных ходов. Поэтому новая картина должна считаться и его тво¬рением.
Режиссера фильма тоже долго искать не пришлось. Когда Дэниел Крейг взялся за роль Бонда, он убедил Брокколи и Уилсона дать ему долж¬ность неофициального продюсера, чтобы он не просто приходил на съем¬ки и выполнял команды, а предлагал свои идеи и влиял на создание ленты. Именно поэтому Крейг во время рабо¬ты над «Квантом» вместе с режиссером Марком Фостером дорабатывал на¬спех написанный сценарий (из-за за-бастовки Гильдии сценаристов продю¬серы не могли нанять профессиональ¬ных авторов).
Когда же речь зашла о «Бонде 23», то Крейг убедил взяться за проект бри¬танца Сэма Мендеса, постановщика «Красоты по-американски», «Прокля¬того пути» и «Дороги перемен». Как ак¬тер и предполагал, патриотичный Мендес был так рад шансу поработать над лентой о национальном герое, что не бросил проект, когда МGМ начали банкротить. За это он был вознаграж¬ден режиссерским контрактом (ранее продюсеры не могли ему ничего обе¬щать) и правом пригласить еще одного сценариста - соавтора «Гладиатора» и автора «Авиатора» Джона Логана. К счастью, на сей раз Крейгу не при¬шлось самому браться за клавиатуру, и он смог сосредоточиться на своих прямых обязанностях.
В ГОРАХ МОЕ СЕРДЦЕ…
Чем мог заняться «перезагруженный» Джеймс Бонд в третьей серии своих приключений? Третья серия класси¬ческой «бондианы», «Голдфингер», бы¬ла обычной историей о спасении мира от международного преступника. Авто¬ры нового «Бонда», однако, решили пойти по пути «Индианы Джонса» и свя¬зать действие ленты с семьей героя. Точнее, с его фамильным поместьем в шотландских горах (Бонд - «скотт» по отцу и швейцарец по матери). Как вы уже наверняка догадались, это поместье называется «Скайфолл».
Узнаем ли мы в «Скайфолл», что на самом деле случилось с родителями героя, которые, как считается, погибли во время альпинистского похода, когда Джеймс был маленьким? Бог весть. Зато мы можем гарантировать, что действие «Скайфолл» не ограничится экскурсией на север. Как и в предыду¬щих сериях «бондианы», нас ждут при¬ключения по всему свету. Которые на¬чнутся с гибели главного героя в окрес¬тностях Стамбула.
Ну хорошо, на самом деле Бонд, разумеется, выживет. Однако с ним случится нечто такое, что заставит его начальницу М задуматься о некрологе. А когда Бонд все-таки вернется на службу, он узнает, что в Интернет по¬пали сведения обо всех действующих британских тайных агентах и что прави¬тельство обвиняет М в халатности. И не только в халатности. Так что супераген¬ту придется отправиться на поиски преступников, ответственных за утечку, и попутно узнать кое-что о себе и о прошлом М. Последнее, разумеется, особенно любопытно, поскольку мы почти ничего не знаем об М. Кроме то¬го, что она - ветеран спецслужб и быв¬ший солдат «холодной войны».
Разобравшись с сюжетом «Скай¬фолл», продюсеры и Мендес начали подбирать звезд постановки. Две клю¬чевые фигуры у них уже были - Дэниел Крейг и Джуди Денч. Для последней «Скайфолл» уже седьмое появление в роли М, и западные журналисты не исключают, что оно может оказаться последним. Впрочем, сейчас трудно представить, кто еще мог бы с таким апломбом играть главу МИ-6. При всем уважении к Бернарду Ли и Роберту Брауну, Денч - это, бесспорно, лучшая М в истории «бондианы».
В первых двух сериях «перезагруз¬ки» авторы цикла обошлись без Q, создателя экзотических шпионских гаджетов и вооруженных до зубов авто¬машин.
В «Скайфолл», однако, они ре¬шили вернуть в сюжет этого второсте¬пенного, но важного и любимого мно¬гими зрителями персонажа. Но если раньше О играли актеры в возрасте (Питер Бертон, Десмонд Лльюэлин и Джон Клиз), то новым О стал тридца¬тилетний британец Бен Уишоу, про¬славившийся в «Парфюмере» и не¬давно сыгравший с Хелен Миррен в «Буре». Впрочем, в этой замене не было ничего странного. В наше время действительно проще предста¬вить Q как моложавого хакера, а не как пожилого инженера.
По традиции последних эпизодов «бондианы», сценаристы придумали для «Скайфолл» двух «девушек Бонда». Первая из них - это Ева, начинающая, но амбициозная сотрудница МИ-6, ко¬торая, если верить трейлерам картины, едва не отправила героя на тот свет во время стамбульской операции. Ее сыг¬рала темнокожая англичанка Наоми Харрис, мать которой перебралась в Лондон с Ямайки. Вы наверняка пом¬ните эту актрису по роли колдуньи в цикле «Пираты Карибского моря».
В отличие от Харрис, вторая краса¬вица «Скайфолл» не известна за пре¬делами родной Франции. Да и на роди¬не Беренис Марло знают лишь внима¬тельные зрители, так как французским продюсерам не нравится ее «восточ¬ное» лицо (у Марло французская мать и камбоджийский отец). Но что плохо в Париже, то великолепно в Голливуде. Если американским продюсерам нуж¬на экзотичная, подчеркнуто сексапиль¬ная девушка на роль загадочной и смертельно опасной Северин. По словам самой актрисы, она вдох¬новлялась игрой Фамке Янссен в «Золотом глазе», где будущая звезда «Людей Икс» изображала грузинскую киллершу Ксению Онатопп. Значит ли это, что Северин - безжалостная са-дистка? Скоро мы это узнаем.
Даже если Северин будет скорее злодейкой, чем героиней «Скайфолл», она все же будет лишь второстепенной злодейкой. Главную отрицательную роль ленты продюсеры доверили ис¬панцу Хавьеру Бардему, который пре¬восходно сыграл киллера в «Старикам тут не место». Правда, Рауль Сильва -не такой мрачный персонаж, как Антон Чигур, и трейлеры «Скайфолл» не убе¬дили нас в серьезности злодея, кото¬рый носит блондинистый парик. Но злодей в шпионском фильме имеет право на нелепость. Главное - чтобы его странности были лишь маской, скрывающей коварный ум и внушитель¬ную харизму.
Кто еще получил роли в «Скайфолл»? Как ни странно, Рейф «Волан-де-Морт» Файнс, обычно играющий главные ро¬ли, но согласившийся изобразить бри¬танского чиновника, который ведет де¬ло М. Вместе с ним в картину просочилась еще одна звезда «Гарри Потте-ра» - Хелен Маккрори (Нарцисса Мал-фой, мать Драко). Она тоже сыграла представителя истеблишмента, женщи¬ну-политика. Наконец, «Скайфолл» подарил нам редкую возможность увидеть на экране Олу Рапаса, бывшего мужа Нооми Рапас. Шведский актер, некогда дебю¬тировавший в драме Лукаса Мудиссона «Вместе», перевоплотился в немно¬гословного французского наемника.
ЛОНДОН-СТАМБУЛ
Обычно голливудские продюсеры с легкостью получают разрешение на съемки, где бы им ни вздумалось снимать - в Москве, на Амазонке или в Париже. Однако есть страна, где голливудцев не любят. Эта страна - Ин¬дия. То ли там слишком ленивая бю¬рократия, то ли местные чиновники предпочитают национальное кино, но факт остается фактом. Артхаусные западные фильмы иногда удостаива¬ются штампика, а вот если продюсеры планируют экшен, то пиши пропало. Создатели «Темного Рыцаря», напри¬мер, семь месяцев ждали правительс¬твенную бумажку, а потом вернулись на родину, так и не сняв задуманную сцену с вертолетом.
Продюсеры «Скайфолл» надеялись, что им будет проще, так как их замыслы были более масштабными и прибыль¬ными для индийских партнеров. Однако они уперлись в ту же бюрокра¬тическую стенку, что и Кристофер Нолан. Сперва им разрешение не да¬вали вовсе, затем обвесили его невы¬полнимыми условиями... В итоге голливудцы плюнули и переписали сцена¬рий. Именно так в сюжете появилась Турция (в ранних версиях текста Бонд «погибал» в Индии).
Что ж, индийские железные дороги потеряли солидный контракт на спец-эффектные съемки на крыше движущегося поезда, а турки его приобрели. Вряд ли индусы этому рады - ведь съе¬мочная группа прожила в Турции три месяца и наверняка на одну только еду потратила солидную сумму.
Еще одним «экзотическим» местом съемок «Скайфолл» стал Китай. Вернее, Шанхай и его окрестности. Хотя Бонд за свою долгую жизнь много где побывал, «Скайфолл» стал его пер¬вым визитом в материковый Китай. Так что голливудцы снимали в Шанхае с большим воодушевлением, благо что местные чиновники оказались куда бо¬лее сговорчивыми и организованными, чем их индийские коллеги.
Главной же жемчужиной нового «бондовского» фильма стали не эпизоды в дальних странах (пусть даже наби¬тые трюками, погонями и перестрелка¬ми), а сцены, снятые на родине цикла. То есть в центре Лондона, а также в шотландских горах. При этом продю-серы организовали основные съемки именно там, где они должны были про¬ходить, - в окрестностях живописной долины Гленко на северо-западе Шотландии, где, как утверждается в книгах Флеминга, родился Эндрю Бонд, отец суперагента. С другой сто-роны, замок Бондов снимался не в Шотландии, а в английском графс¬тве Суррей, которое расположено на юге страны.
Что касается студийной работы над фильмом, то она по давней традиции велась на британской студии PineWood. Там были выстроены колоссальные интерьерные декорации (например, тун¬нель лондонского метро и китайское казино в Макао), а также несколько кварталов заброшенного японского го¬рода на островке Хасима.
Почему гол-ливудцы просто не слетали в Японию? Потому что в бывшем шахтерском по¬селении слишком опасно снимать. Оно было заброшено в 1974 году, и японс¬кие власти боятся обрушения неремонтируемых зданий.
Сейчас новый «Бонд» завершен и го¬тов к встрече с публикой. Станет ли он коммерческим хитом? Почти наверня¬ка. Станет ли он первой ласточкой воз¬рождения М6М или же студию вновь придется реанимировать? Это мы уз¬наем уже в ближайшие годы. Но не хо¬телось бы, чтобы голливудская легенда ушла в небытие только из-за того, что у Луиса Майера не нашлось достойных наследников.
Некоторые факты
Джеймс Бонд на -столько известен и уважаем, что его британский паспорт из «Скай-фолл» - самый настоящий доку¬мент, выданный британским правительством и обладающий всеми степенями защиты. Для кино такое сделано впервые
КРЫША ЕДЕТ!
Одна из самых ярких «турецких» сцен «Скайфолл» - это гонка на мотоциклах по крышам домов в Стамбуле. Дома в фильме сни¬мали самые настоящие (правда, не в Стамбуле, а в городе Адана), а вот крыши на них были бутафорс¬кие. Перед началом съемок декора¬торы заменили черепичные крыши на более прочные и надежные, а потом вернули все на свои места. Хотя турки наверняка предпочли бы оставить крыши, способные выдер¬жать мотоцикл с водителем.
Когда Мендес работал над «Скайфолл», по Голливуду ходили слухи, что поста¬новщик планирует более «разговор¬ную» ленту, чтобы она могла состя¬заться за «Оскары» в «драматических» категориях. К счастью, эти слухи были опровергну¬ты, и «Скайфолл» будет полноцен¬ным шпионским блокбастером
Для девушки Бонда Наоми Харрис доста¬точно возрастная актриса, ей уже 35. Старше нее на момент съемок была только трид¬цатисемилетняя Хонор Блэкмен, составившая пару Джеймсу Бонду в «Голдфингере» /