Стивен Спилберг о Тинтине, Индиане Джонсе и современных технологиях
В начале ноября 2011 года в прокат выйдет новая режиссерская работа Стивена Спилберга - компьютерный мультфильм "Приключения Тинтина: Тайна единорога". Картина основана на комиксах бельгийского художника Эрже. Первая история о приключениях молодого журналиста Тинтина была опубликована еще в 1929 году. Однако книги Эрже до сих пор продолжают пользоваться спросом во многих странах мира.
Новый мультфильм - не вполне обычная работа Спилберга. Во-первых, лента была задумана еще 30 лет назад, в начале 80-х, когда режиссер впервые прочитал книги Эрже. Кроме того, при создании "Тайны единорога" активно использовалась технология motion capture. Поддержку Спилбергу оказывала созданная Питером Джексоном Weta Digital. В этой компании работают, пожалуй, ведущие специалисты в данной области. Именно при помощи Weta Digital были созданы Горлум из "Властелина колец", инопланетяне из "Аватара" и персонажи ряда других блокбастеров.
Премьера мультфильма "Приключения Тинтина: Тайна единорога" состоялась в Брюсселе 22 октября 2011 года. Затем Стивен Спилберг поговорил с журналистами о персонажах Эрже, сотрудничестве с Лукасом, современных технологиях и Индиане Джонсе.
"Лента.ру": Многие считают, что "Тинтин" - это ностальгическая серия. Вы сами - склонный к ностальгии человек? Стивен Спилберг: Очень склонный. Но я выбрал "Тинтина" не поэтому. Мне просто нравятся хорошие приключенческие истории - как в книгах, так и в фильмах. Когда я прочитал первую книгу о Тинтине, мне сразу же показалось, что Эрже подготовил все, что нужно для фильма. Очень легко подсчитать, что каждая книга Эрже конвертируется примерно в полчаса экранного времени, так что эти истории приходится адаптировать и расширять. Тем не менее, эти книги написаны как фильмы. Эрже вообще-то был большим поклонником кинематографа. Ему нравились немые фильмы - с Чаплином, с Бастером Китоном. Именно эти картины его и вдохновляли, а также журналы National Geographic. Сам Эрже никуда не ездил, только его воображение путешествовало по всему миру.
Чем именно вас привлек придуманный Эрже персонаж? Своей, скажем так, чистотой. У него нет никакого секрета. Тинтин - открытый и полностью погруженный в свою работу. В последнее время такие персонажи нечасто встречаются в фильмах. Создается ощущение, что у современных героев кинофильмов просто обязательно должна быть какая-то странность.
Почему на то, чтобы снять фильм о Тинтине, ушло так много времени? Начнем с того, что мне довольно долго не попадался сценарий, который меня бы устроил. Так что я на некоторое время отложил эту идею. А потом появились новые технологии - вся эта цифровая анимация. После того как я задействовал технологию в "Парке Юрского периода", я начал задумываться - а можно ли было снять целый фильм, состоящий из таких цифровых динозавров? Поэтому я вновь вернулся к Тинтину, но на этот раз я располагал новыми средствами. Тут все удачно совпало - я очень вовремя познакомился с Питером Джексоном и Стивеном Моффатом. А Моффат как раз является большим поклонником книг о Тинтине. И он написал первый сценарий, который мне понравился.
Давайте поговорим о новых технологиях, позволивших снять эту ленту. "Тайна единорога" - ваш первый фильм в 3D. Сложно было работать в этом формате? Нет, с 3D никаких сложностей не возникло. Единственное, о чем приходилось задумываться - как сделать так, чтобы зрителям не казалось, что что-то летит с экрана прямо им в лицо. Но в целом это простой формат. 3D - всего лишь еще один из инструментов кинематографиста, причем не самый важный. Сложно было сделать так, чтобы компьютерные персонажи выглядели на экране естественно.
Некоторые элементы изображения - например, волны на море, дюны в пустыне - выглядят сверхреалистично. Вы их сняли на камеру и потом совместили с компьютерными персонажами? Или абсолютно все в "Тайне единорога" было нарисовано на компьютере? Сначала у нас была идея совместить некоторые реальные элементы с компьютерной графикой, но потом мы от этой мысли отказались. Абсолютно каждый кадр в "Тайне единорога" сгенерирован на компьютере. Интересно вот что: я занимался постановкой этого фильма, но не я срежиссировал все эти многочисленные детали, которые делают картинку живой. Вот, например, в одном эпизоде Тинтин открывает иллюминатор на корабле, и в отверстие врывается туман. Это не я придумал, это была идея Джо. (Джо Леттери - специалист по спецэффектам, руководитель Weta Digital, примечание "Ленты.Ру".)
Если бы технологии, использованные при съемках "Тайны единорога", были доступны несколько десятилетий назад, мог бы Индиана Джонс стать компьютерным персонажем? Нет, не думаю. Давайте я объясню, почему я выбрал такой подход при работе над "Тинтином". Эрже придумал довольно необычных персонажей. Они, конечно, люди, но выглядят не вполне по-человечески. Посмотрите хотя бы на Бианку Кастафиоре. Или на капитана Хэддока. Их лица искажены, это не лица настоящих людей. Во всем фильме есть только два героя, которые выглядят более-менее реалистично - сам Тинтин и Сахарин (основной антагонист, примечание "Ленты.Ру"). Необычность всех этих персонажей - великолепный подарок, преподнесенный нам Эрже. А современные технологии - еще один дар, который позволил перенести идеи Эрже на большой экран.
Говорят, что на съемочную площадку "Тайны единорога" заходил Клинт Иствуд. Какова была его реакция? Съемочная площадка была открыта для других режиссеров, я даже сам приглашал их зайти и посмотреть, чем именно мы там занимаемся. Клинт зашел ненадолго. Все, что он увидел - это большая белая комната, наполненная людьми в костюмах, похожих на снаряжение ныряльщиков. Многие гости задерживались у нас часа на три, Клинт же продержался всего минут 15. Уходя, он сказал: "Это все у меня в голове не укладывается".
О какой аудитории вы думали, снимая эту ленту? Тинтин хорошо известен прежде всего в европейских странах. Это не имеет значения. Скажем, американская аудитория любит хорошие истории и интересных персонажей ничуть не меньше, чем зрители из других стран.
А вас вообще волнует, станет ли какой-то из ваших фильмов блокбастером или нет? В некоторых случаях, разумеется, волнует. Я не жду, что исторические драмы, которые я снимаю, станут хитами. Я, если честно, даже ленту "Спасти рядового Райана" не рассматривал в качестве потенциального кассового хита, во время работы над фильмом я преследовал другие цели. (Картина собрала в прокате более 480 миллионов долларов США при бюджете в 70 миллионов. - Примечание "Ленты.Ру".) Я также не думал, что кто-то пойдет смотреть фильм о Холокосте, но посчитал необходимым снять его. Но есть и другие фильмы - такие, при работе над которыми я изначально ориентируюсь на аудиторию. В этих случаях я, конечно, рассчитываю на определенный результат. Было бы нелепо снять картину для зрителей, а потом выяснить, что зрители на нее не пошли.
Вы тестировали "Тайну единорога" на каких-либо зрителях до премьерного показа? Вообще говоря, я предпочитаю демонстрировать свои ленты аудитории уже после того, как работа над ними полностью завершена. В противном случае у тех зрителей, которые посмотрят окончательную версию фильма, появится несправедливое преимущество перед тестовой аудиторией. Разве что с комедиями дела обстоят немного иначе - их приходится тестировать, чтобы выяснить, над какими именно эпизодами зрители смеются.
В комиксах Эрже о Тинтине находили проявления расизма, женоненавистничества, даже некий колониальный налет. Как вы относитесь к этим обвинениям? Не думаю, что они обоснованны. Единственная книга, за которую Эрже извинялся, это "Тинтин в Конго". И я уж точно не планирую когда-либо браться за экранизацию этой книги. Сам Эрже признавался, что стыдится этой работы, и говорил, что был молод и глуп. Но можно сказать, что эта книга была продуктом своего времени. То же самое происходило и в Голливуде. Колониализм был присущ американскому кинематографу того периода.
А как насчет обвинений в женоненавистничестве? Я с ними не согласен. Мне кажется, Эрже любил людей - то есть всех людей вообще.
Тинтин - это в каком-то смысле Индиана Джонс для детей. Понятно, что технологии использовались разные, но были ли еще какие-то принципиальные различия при работе над этими фильмами? Разница в том, что над всеми фильмами об Индиане Джонсе я работал с Джорджем Лукасом. Мы, конечно, нанимали сценаристов, но основная идея каждой из картин принадлежала именно Джорджу. Сюжет, строящийся вокруг Ковчега Завета - его идея. Все макгаффины придумал именно Джордж - Грааль из третьего фильма, камни Шанкары из "Храма Судьбы", Хрустальный череп и эти внеземные существа из четвертой картины... Я все еще жду, что он придумает что-нибудь подобное для пятой серии. Как только макгаффин появится, я сразу же возьмусь за постановку фильма.
Кстати, многие зрители остались недовольны тем фактом, что в четвертом фильме Индиана Джонс встречается с инопланетянами. Посчитали, видимо, что пришельцам не место в классическом приключенческом фильме. Вообще говоря, я тоже был не вполне согласен с решением Джорджа. Мне самому идея смешения жанров тоже не казалась привлекательной. Но Джордж - мой лучший друг, я ему доверяю. Он сказал: "У меня есть точное представление о том, что именно должно получиться в результате". И я решил - пусть так и будет. Я, в конце концов, и не должен полностью одобрять все его идеи. На самом деле, у меня и к "Храму Судьбы" были определенные претензии, но в результате получился отличный фильм, у которого множество поклонников. Возможно, и "Хрустальный череп" обрастет своими фанатами. Знаете, я видел людей, которые критикуют меня и Джорджа за эту историю с инопланетянами, но смотрели эту картину четыре раза. Странная ситуация: они смотрят фильм снова и снова, но при этом ругают его создателей.
Вернемся к Тинтину. Говорят, Эрже отсылал все свои книги Уолту Диснею и предлагал аниматору сотрудничество. Тем не менее, студия Диснея отказалась. Как вы думаете, что стало причиной отказа?
Возможно, с точки зрения Диснея в историях Эрже было не достаточно животных. Или, возможно, ему не хватило магии. Комиксы о Тинтине - это классические приключенческие истории. Не думаю, что такие сюжеты когда-либо были сильной стороной Диснея.
Может быть, Дисней счел книги Эрже слишком сложными для экранизации?
Не думаю. Скорее всего, он решил, что эти истории просто рассчитаны на другую аудиторию, не на тех зрителей, что привыкли к "Бэмби", "Белоснежке", "Фантазии" и другим классическим мультфильмам его студии.
Вы, наверно, смотрите довольно много фильмов. Были ли в последнее время какие-то картины, вызвавшие у вас зависть в связи с тем, что не вы их сняли? "Аватар"! Это один из моих любимых фильмов за последнюю пару лет. Не то чтобы "Аватар" вызывает у меня зависть. Обычно такие фильмы меня вдохновляют, а не заставляют завидовать их создателям. Я выхожу после просмотра и думаю: "Этот фильм дал мне эмоциональный заряд, которого хватит на два года работы над моими собственными картинами". Хочется выбежать из кинотеатра и сразу же приступить к работе. С другой стороны, после просмотра плохой картины я чувствую себя крайне подавленным. Я говорю себе: "О боже, как же сложно снять хороший фильм!" Впрочем, после отличной картины мысли примерно те же - "О боже, как же сложно снять настолько хороший фильм!"
Источник