На Западе вышла книга «МИ6: История Секретной Разведывательной Службы»
Татьяна БЕЗРУКОВА — 22.09.2010
Автору, Киту Джеффри, профессору университета Белфаста, дали доступ к архивным документам секретной службы со времени ее основания в 1909 году и по 1949 год. Разбираясь с ценными материалами, он обнаружил множество интересных фактов.
Например, выяснилось, что у всемирно известного Джеймса Бонда был прототип, правда, не с таким звучным именем. Его звали Уилфред Дандердэйл, и он не был так сказочно красив, как его экранный аналог, но не менее обаятелен.
Согласно документам, Дандердэйл, сын британского морского инженера, провел детство в Одессе, благодаря чему прекрасно говорил по-русски (сразу представляется картина: будущий Джеймс Бонд, лузгающий «семачки» возле Привоза). В юности он подрабатывал переводчиком. Например, он любил вспоминать, как переводил одному белому генералу.
А в 1919 году 20-летний Уилфред уже вступил на шпионскую дорожку (как он «докатился» до этого – не уточняется) и начал выполнять свои «особые разведывательные обязанности» в Севастополе. Одним из первых важных заданий был инструктаж секретаря Советского Политбюро Бориса Бажанова, который стал личным секретарем Сталина в 1923 году, а пятью годами позже бежал в Иран.
Затем Бажанова перевезли в Париж, где в то время жил Дандердэйл. После серии бесед с перебежчиком, английский шпион доложил начальству, что сумел «вытянуть 140 страниц информации» об устройстве коммунистической партии и около двух десятков портретов партийной верхушки. Гораздо позже он познакомился с Яном Флемингом, автором знаменитой Бондианы, и, похоже, очень впечатлил писателя своими рассказами. По крайней мере, сам Дандердэйл говорил, что часто узнавал себя в его книгах. Конечно, в новой книге про МИ6 упоминаются и другие герои невидимого фронта. Оказывается, в этих гордых рядах засветились и известные английские писатели. Например, Сомерсет Моэм и Грэм Грин.
Последний сотрудничал с английской секретной службой в 40-е годы, действовал в Сьерра-Леоне и Португалии, работал в контрразведке. Небезынтересно отметить, что его начальником был один из ценнейших советских агентов Ким Филби, с которым они стали друзьями.
Среди шпионов были и весьма яркие личности. Например, подполковник Дадли Кларк, который умел запросто перевоплощаться в женщину. Правда, его однажды все-таки поймали в Мадриде. На вполне естественный вопрос, почему он так одет, Кларк невозмутимо ответил, что он писатель и исследовал то, как мужчины реагируют на женщин. Позже он изменил свои «показания», сказав, что «вез женские вещички одной дамочке в Гибралтаре и решил примерить для забавы». Правда, не пояснил, почему все «вещички» оказались его размера. Так у Кларка получилось ввести полицию в заблуждение, они решили, что он гомосексуалист. Проведя четыре дня в тюрьме, шутник вышел на свободу и продолжил работать на благо родного королевства.
Вообще, неутомимый профессор Кит Джеффри перелопатил кучу документов, ведь такая возможность предоставляется раз в жизни. Поэтому и книга получилась увесистая, буквально напичканная интереснейшими фактами. Вот еще один занимательный момент. Агент по имени «Барон» весной 1939 года сообщил начальству, что Сталин ведет секретные переговоры с Гитлером. Через несколько месяцев он повторно доложил о своем открытии. Однако его доклад встретили в Лондоне, мягко говоря, скептически. Профессор Джеффри пишет, что дежурный «отказался даже просто передать эту информацию в британский МИД». Настолько высока была вера МИ6 в то, что ярый антикоммунист Гитлер никогда не сойдется с главой СССР.
Более того, по итогам официального визита британского дипломата сэра Уильяма Странга в Москву в июне 1939 года для обсуждения англо-советского пакта, МИ6 сообщило, что слова товарища Молотова, в то время министра иностранных дел, были «полностью противоположными» заявлениям источника. И в самом деле, не может же министр врать!
Позже, конечно же, выяснилось, что своим надо верить. Как мы знаем, 22 августа был подписан знаменитый пакт Молотова - Риббентропа. Как сообщается, глава Секретной Службы сэр Джон Скарлетт дал разрешение на подготовку этой книги, чтобы таким образом отметить 100-летие со дня основания этой организации в прошлом году. По его словам, для них это «радикальный шаг». «Для МИ6 это событие исключительное. Ничего подобного не было раньше, да и в будущем не планируется».