Приветствую Вас Проходил мимо | Регистрация | Вход
Среда • 08 Май 2024 • 22:53
Главная » Статьи » Статьи на русском

«ЗОЛОТОЙ КОМПАС» - The Golden Compass
New Line Cinema вскоре подарит нам фильм «Золотой компас», представляющий собой своего рода гибрид «Властелина колец» и «Кода да Винчи». Это умопомрачительно красивая, фантастическая феерия, снятая по мотивам популярнейшей на Западе трилогии «Темные начала», - с множеством чудес, включая говорящих медведей. Однако лента вызвала резкую критику со стороны христианских фундаменталистов, которых не устраивают антирелигиозные взгляды автора Филипа Пулмана и явная антиклерикальность его произведений.

* * *
Для начала разберемся с названиями, дабы неискушенный читатель, впервые погружающийся в мир «Золотого компаса», в них не запутался. Фильм снят по роману автора-англичанина. На родине писателя книга вышла под названием Northern Lights. В России есть два варианта перевода: в издательстве «Росмэн» (2003) книга названа «Северным сиянием»; у самиздатовской версии, выложенной в Интернете, название другое - «Полярные огни». Самое забавное, что перевод текста один и тот же, изменено только имя главной героини: в официальной версии она Лира, в самиздатовской - Люра. Когда роман выходил в США, американским издателям не понравилось название Northern Lights, и они изменили его на «Золотой компас». А раз Америка знает книгу как «Золотой компас», значит, и кино будет называться так же, поэтому, если до выхода фильма кому-то захочется ознакомиться с его литературным первоисточником, не ищите книгу «Золотой компас» - ищите роман «Северное сияние».
* * *

Тема параллельных миров нынче в моде. Началось все с Толкиена и Льюиса, за которыми последовали сотни авторов. Но параллельный мир, описанный в трилогии «Темные начала», не похож на другие: писатель придумал и воплотил на бумаге чрезвычайно интригующую вселенную, взяв за основу человеческую цивилизацию примерно столетней давности и наполнив ее необычными, эффектными концептуальными находками. В этом мире есть Лондон, Оксфорд и Санкт-Петербург, но вместо России существует страна Московия, вместо Финляндии - Лапландия. От топографических названий веет романтикой дальних странствий в ту эпоху, когда на географических картах еще оставались белые пятна. Дальше - больше: во вселенной Пулмана душа каждого человека живет рядом с ним в виде «альма» - какого-нибудь животного или птицы, в зависимости от характера и темперамента владельца. Альм и человек неразделимы, они не могут отойти друг от друга даже на несколько метров. Альмы детей способны изменяться и превращаться из одного животного в другое до тех пор, пока дети не вырастут. Поведение альма отражает эмоциональное состояние человека. Главной героине книги, юной фантазерке и мечтательнице Лире Белаква, чертовски повезло: ее альм способен мгновенно превращаться то в горностая, то в барсука, а то и в бабочку. Поди-ка пойми, волнуется бабочка или нет! Лира живет в Оксфорде, в колледже Вод Иорданских, среди ученых и профессоров. Девочка считает, что ее родители «разбились в аэрокатастрофе где-то на Севере» и что у нее не осталось никого, кроме дяди, лорда Азриэла, знаменитого ученого и путешественника.

* * *
Все начинается в тот день, когда любопытная Лира пробирается в зал, куда допускаются только мужчины. Чтобы ее не поймали, девочка прячется в шкафу; в щелку она видит, как магистр колледжа подсыпает яд в графин с вином, которое предназначается лорду Азриэлу. Девочка успевает предупредить дядю об опасности, а тот посвящает ее в некоторые из своих секретов. Девочка узнает, что дядя хочет организовать экспедицию на Север, туда, где можно наблюдать Северное сияние, а оксфордские ученые, особенно теологи, опасаются, что опыты лорда Азриэла опасны для человечества. Дело в том, что Северное сияние - это поток Серебристой Пыли, особых элементарных частиц, из-за которых в пространстве возникает «окно» между мирами. Лорд Азриэл уезжает в экспедицию, и жизнь Лиры возвращается в нормальное русло. Но вскоре Оксфорд потрясают загадочные исчезновения детей: мальчики и девочки пропадают, и никто не знает, что с ними случается. По городу бродят слухи, что детей забирают мертвяки...

Тем временем в жизни Лиры появляется необыкновенно красивая и загадочная миссис Кольтер из Королевского Института арктических исследований. Как и лорд Азриэл, миссис Кольтер занимается исследованиями Севера. Она предлагает девочке переехать к ней и стать ее воспитанницей, и Лира с восторгом принимает это приглашение. Отсылая Лиру к миссис Кольтер, магистр дает ей приборчик «веритометр» («Во всем мире их всего шесть»). Внешне похожий на золотой компас, веритометр отвечает на вопросы тех, кто умеет с ним обращаться. Когда-то давно лорд Азриэл подарил этот прибор колледжу, и теперь магистр хочет, чтобы он перешел к Лире. Миссис Кольтер окружает девочку заботой и вниманием, учит ее правильно вести себя в обществе, обучает математике и штурманскому делу и обещает взять с собой в путешествие. Но однажды во время большого приема Лира случайно подслушивает разговор гостей миссис Кольтер и узнает страшную тайну: оказывается, детей похищают по приказу Министерства Единых Решений для использования в экспериментах с Серебристой Пылью, которые в строжайшем секрете проводятся на Севере. И это только завязка. Впереди у Лиры - путешествия, встречи с разумными медведями, борьба за спасение похищенных детей и их альмов, посвящение в мрачные тайны, касающиеся ее семьи, шанс отправиться в иное измерение...

* * *

«Северное сияние» было опубликовано в 1996 году. Книга стала бестселлером, получила медаль Карнеги (одну из самых престижных британских наград в области детской литературы) и премию Guardian Children's Fiction Award. В 1997 году вышло продолжение «Северного сияния» - роман «Чудесный нож», в 2000-м - третья книга, «Янтарный телескоп». Недавно появились сообщения, что Пулман начал работу над четвертым романом «Книга пыли», в котором он обещает разъяснить свои взгляды на веру, Бога и свободу воли. Дело в том, что в связи со съемками фильма участились злобные нападки на писателя со стороны консервативных христианских организаций. В русском переводе антиклерикальный дух книги немного смягчен. Генеральный Совет Жертвоприношений превратился в Министерство Единых Решений (что, во-первых, позволяет обыграть аббревиатуру МЕРтвяк, а во-вторых, работает на российского читателя, у которого бюрократические аллюзии вызывают очень сильные негативные эмоции). В английском же оригинале отчетливо прослеживается аналогия с церковными структурами. Генеральный Совет Жертвоприношений (Министерство Единых Решений) стремится контролировать сознание людей и для этого оболванивает детей, отсекая у них альмы (души) и лишая их способности мечтать и фантазировать. И хотя Пулман много раз говорил в интервью, что реальная церковь не имеет никакого отношения к организации, которую он придумал, его заявлениям никто не верил. Тем более что Пулман является давним и ярым обличителем автора «Хроник Нарнии» Клайва С. Льюиса, который проповедовал в своих книгах христианское учение.

Одним словом, кинокомпания New Line Cinema, покупая права на трилогию Пулмана, совершала довольно рискованный шаг. Даже по самой первой прикидке бюджет фильма должен был составить никак не меньше $130-150 млн. Ведь у каждого героя есть альм, которого нужно делать на компьютере. Помимо этого в картине должны быть разумные медведи, летающие ведьмы и арктические чудеса. К тому же на главные взрослые роли необходимо было приглашать кинозвезд. А когда бюджет ленты переваливает за 100 миллионов, любой скандал, а уж тем более связанный с обвинением в богохульстве - крайне нежелателен. И все-таки в 2003 году, когда работа над кинотрилогией «Властелин колец» была завершена, New Line не могла не запустить свой проект. Писать сценарий пригласили Тома Стоппарда. По Интернету порхали самые разнообразные слухи - ах, Лиру сделают мальчиком; ах, действие перенесут в США; ах, на роль лорда Азриэла пригласят Шона Коннери! Студия неизменно публиковала опровержения. Потом начались разговоры о том, что New Line Cinema недовольна сценарием и требует вымарать из него все антирелигиозные элементы - на этот раз студия промолчала. К тому времени режиссерское кресло занял Крис Вайс, который присоединился к Стоппарду и вместе с ним стал работать над сценарием. На вопросы об антиклерикальном послании фильма он отвечал крайне осторожно: «На New Line выражают опасения, что наша картина может быть превратно понята. Но все мои усилия направлены на то, чтобы сохранить бунтарский и богоборческий дух книги. Возможно, мы изменим кое-какие термины. Но я не собираюсь изменять сами намерения злодеев, хотя, возможно, мы сделаем аллюзии более прозрачными». Студию полумеры не устраивали. Она требовала убрать из сценария все намеки на церковь и религию, иначе проект станет «коммерчески невыгодным». Вайс оказался между двух огней: с одной стороны - студия, с другой - фаны книги, которые тотчас же обвинили его в конформизме и продажности. Вайс постарался найти компромисс: некоторое время они с Пулманом пытались придумать новое название для зловещей организации, которая похищает детишек, но в декабре 2004 года Вайс махнул рукой и решил уйти. В официальном заявлении он дипломатично назвал причиной ухода «слишком большую техническую нагрузку». «Для меня было большой честью работать над проектом, но технические трудности оказались мне не под силу, - сказал он. - Я понял, что не потяну такой огромный, сложный эпический проект». Президент New Line Тоби Эммерих сказал в ответ, что уважает Вайса за «реальную оценку своих возможностей», - и стороны расстались, сохранив хорошую мину при плохой игре. После этого работа над проектом временно затихла. Только в августе 2005 года был объявлен новый режиссер - Ананд Такер. Но и он не выдержал «технической нагрузки»: в мае 2006 года, когда проект был готов к запуску, Такер ушел без официального объяснения причин. К этому времени New Line уже вложила в проект столько денег, что идти на попятный было поздно. Приглашать режиссера, не знакомого с проектом, и вводить его в курс дела означало большую потерю времени. New Line снова обратилась к Вайсу, и тот согласился вернуться в проект. Переговоры шли за закрытыми дверями. Удалось ли режиссеру добиться большей творческой свободы и контроля над проектом - неизвестно: обе стороны ничего об этом не говорят.

* * *

Продюсер фильма Дебора Форте уверяет, что еще за десять лет до начала съемок они с Пулманом обсуждали кандидатуру Николь Кидман на роль миссис Кольтер. Дэниел Крэйг, приглашенный на роль лорда Азриэла, был поклонником книг Пулмана задолго до прихода в проект. В одном из ранних интервью Пулман говорил, что хотел бы видеть в роли Азриэла Джейсона Айзекса, но продюсеры решили, что исполнитель роли Джеймса Бонда подойдет лучше. По забавному совпадению, Крэйг и Кидман незадолго до этого закончили сниматься в фильме «Вторжение»; по еще более забавному совпадению роль доброй ведуньи Серафины Пеккалы играет партнерша Крэйга по «Казино Рояль» Ева Грин. Но как бы ни были важны эти роли, основная тяжесть проекта легла на плечи 12-летней актрисы Дакоты Блю Ричардс.

Эта девочка уже в 9 лет прочитала книги Пулмана, влюбилась в них по уши и упросила свою мать (американку, живущую в Англии) сводить ее сначала на пьесу «Северное сияние», поставленную в Лондонском Национальном театре, а потом - на открытый кастинг, который продюсеры «Золотого компаса» проводили в нескольких английских городах. Мама Дакоты согласилась отвезти дочку из Брайтона в Кэмбридж на прослушивание при одном условии: она не будет сильно переживать, когда роль ей не достанется. Ни мать, ни дочь даже не думали, что Дакота получит роль, ведь она никогда не играла ни в кино, ни в театре и понятия не имела об актерском мастерстве! На роль Лиры пробовалось около 10 тысяч кандидаток. После нескольких этапов конкурса в финал вышли 40 девочек. Режиссер Крис Вайс послал все 40 видеопроб Пулману. Тот выбрал двух претенденток на роль, одной из которых была Дакота. «Обычно это очень трудное решение - выбрать ребенка, на плечи которого ляжет 150-миллионный проект, - говорит режиссер. - Но я ни секунды не сомневался в Дакоте. Она - настоящая Лира. Ее невозможно испугать». Вайс позвонил Дакоте, чтобы сказать, что ее утвердили на роль Лиры. Трубку взяла ее мать, но у нее так задрожали руки, что она случайно прервала связь. Режиссеру пришлось перезванивать; теперь к телефону подошла сама Дакота, которая гораздо спокойнее своей мамы восприняла эту новость. «Я не играю Лиру, я чувствую себя Лирой, - говорила юная актриса журналистам во время съемок. - Как и она, я могу за себя постоять, и я терпеть не могу, когда мной командуют!» Впрочем, при знакомстве со знаменитыми кинопартнерами Кидман и Крэйгом Дакота впервые в жизни по-настоящему оробела. «Я боялась сделать что-нибудь не так. Я воображала, как они скажут: «Зачем вы взяли эту глупую девчонку?». Но они оказались очень милыми и добрыми».

* * *

Если «Золотой компас» будет иметь успех, Дакоте нужно будет сняться еще в двух фильмах о при- ключениях Лиры: у нее подписан контракт на три серии. Но в данном случае «успех» - понятие относительное. По слухам, бюджет фильма сегодня перевалил за $200 млн. Одни спецэффекты обошлись в $80 млн. На данный момент «Золотой компас» считается третьим по стоимости фильмом в истории кино: дороже него только «Кинг-Конг» и «Человек-паук-3». Чтобы окупиться и принести прибыль, «Золотой компас» должен собрать в прокате не менее полумиллиарда долларов. У фильма неплохие шансы собрать эти полмиллиарда. До сих пор все отзывы о показанных отрывках были не просто положительными, а восторженными. В мае продюсеры показали 10 минут на Каннском кинофестивале, и высоколобая публика наградила их аплодисментами. В июле некоторые фрагменты были показаны на фанатской конвенции Comic Con в Сан-Диего, где собирается совершенно иная публика. И опять - восторги, овации и предсказания, что фильм станет главным рождественским блокбастером. Правда, ярые поклонники книги по-прежнему опасаются того, что картина окажется хуже литературного первоисточника. А вот сам автор совершенно спокоен на этот счет. «Думаю, что книга переживет любую адаптацию, - считает Пулман. -Она по-прежнему стоит на полке, и любой желающий может ее прочитать».

отсюда

Категория: Статьи на русском | Добавил: ВЕТРЕННАЯ (22 Ноя 2007)
Просмотров: 2057 | Рейтинг: /
Биография [8]
Биография Дэниэла Крэйга
Интервью на русском [70]
Интервью Дэниэла Крэйга на русском языке
Интервью на английском [62]
Интервью Дэниэла Крэйга на английском языке
Статьи на русском [61]
Статьи и заметки о Дэниэле Крэйге на русском языке
Статьи на английском [77]
Статьи и заметки о Дэниэле Крэйге на английском языке




Май 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031


DANIEL CRAIG BAND © 2007-2024 • Хостинг от uCoz • RSS